Йольский светильник — Северная традиция Колеса Года

by torson

Йольский светильниксветильник Йоля, нем. Julleuchter, иначе называемый башенный светильник, нем. Turmleuchter. Представляет собой небольшое керамическое приспособление для зажигания свеч на Йоль (праздник зимнего солнцестояния германских народов) с квадратным основанием (ребро около 10 см), высотой около 20 см, формой, напоминающей сужающуюся к верху башню.

Подсвечник из глины из деревни Феддинге, округ Фиске, в провинции Халланд. Сегодня в Северном музее Стокгольма. Высота: 15 см, основание: 8,2 см x 8,2 см.

Подсвечник из глины из деревни Феддинге, округ Фиске, в провинции Халланд. Сегодня в Северном музее Стокгольма. Высота: 15 см, основание: 8,2 см x 8,2 см.

Впервые изображение йольского светильника было опубликовано в 1888 году в шведском журнале «Runa». В статье описывался оригинал, обнаруженный в деревне Феддинге на территории провинции Халланд в Швеции и в настоящее время выставленный в Северном музее Стокгольма [1]. Что примечательно, данный «башенный подсвечник» — Julleuchter — был найден не при археологических раскопках, а случайно. В публикации журнала «Runa» подсвечник был датирован XVI веком, другие датировки указывают на XVIII и начало XIX века.

Однако, аналогичные светильники хранятся в музеях Норвегии. Самый старый из найденных башенных светильников из обожженной глины датируется эпохой Великого переселения народов. Поэтому Julleuchter может рассматриваться как аутентичный элемент Северной Традиции.

Сходство колеса со спицами на йольском светильнике с руной Hagal или Hagalaz, скорее всего, привлекло внимание рунологов и мистиков. Такое сходство следовало бы полагать случайным, однако руны использовались в некоторых частях Швеции вплоть до поздних времен наряду с латинским письмом.

Йольский светильник не обрел бы свою известность, если бы на него не обратил внимание голландский ученый и мистик, близкий к традиционалистической философии, Герман Вирт. В 1933 году он поместил изображение и описание подсвечника в своих комментариях к «Хроникам Ура-Линда». Йольский подсвечник описан им как «крестьянский подсвечник из обожжённой глины в форме башни».

Издание «Хроники Ура Линда» с комментариями Германа Вирта 1933 года.

Издание «Хроники Ура Линда» с комментариями Германа Вирта 1933 года.

Дальнейший анализ «Хроники Ура-Линда» показал то, что она является фальсификацией [2]. Однако, некоторые результаты исследований Германа Вирта, основания которых не опирались исключительно на данные этой хроники, оказались весьма интересными.

Страница из манускрипта «Ура-Линда».

Страница из манускрипта «Ура-Линда».

В теорию и мировоззрение Вирта изображённое на подсвечнике «колесо Йоля» вместе с пра-символом Allmutter («Великая Богиня» или «сердце дома») вписываются исключительно удачно. Вирт пришёл к к выводу, что ранние подсвечники на самом деле были инструментом культа и должны были использоваться до каменного века в традиции йольского празднования, которая каким-то образом сохранилась у шведских крестьян.

Следует напомнить, что ключевые традиционные праздники германо-скандинавского язычества основаны на четырех цикличных положениях Земли по отношению к Солнцу:

  1. Весеннее Равноденствие, праздник Остары (Ostara-Feier), символизирующий возрождение Солнца. Во время ритуала, совершаемого в этот день (20 число месяца Lenzing), вначале зажигают нижнюю свечу, а затем, в конце ритуала, эта свеча переносится на вершину светильника.
  2. Летнее Солнцестояние (Mittsommer-Feier), символизирующий Солнце, вошедшее в полную силу (бога Бальдура). Во время ритуала, совершаемого в этот день (20 число месяца Brachmond), свеча горит только на вершине светильника.
  3. Осеннее Равноденствие или Осенний Тинг (Herbst-Thing) – праздник, символизирующий начало нисхождения Солнца в Мир Иной. Во время ритуала, совершаемого в этот день (20 число месяца Scheiding), свеча зажигается на вершине светильника, а затем переносится вниз.
  4. Во время Зимнего Солнцестояния в течение 12 или 13 ночей проводятся ритуалы праздника Йоль. В первую ночь, которая зовется «Материнской» (Mutternacht – 20 число месяца Julmond), свеча все время горит внизу. В (пред)последнюю, «Двенадцатую ночь» (Zwoelfnacht – 31 число месяца Julmond) по окончанию ритуала свечу снова переносят наверх – это Солнце, просыпающееся, чтобы вернуться на Землю из мрака Иного Мира [3].
Символическое возжигание йольского светильника в зависимости от цикла годовых праздников по Герману Вирту.

Символическое возжигание йольского светильника в зависимости от цикла годовых праздников по Герману Вирту.

На современных йольских светильниках, как правило, со всех четырёх сторон вырезана руна Hagall (скандинавский вариант младших рун) и символ сердца. Реже вместо сердца изображаются руны Algiz или Uruz. Свеча может вставляться как в отверстие в верхней части светильника (если такое имеется), так и внутрь светильника. В теории Германа Вирта это напрямую зависит от того, какой годовой праздник отмечается. Так, перед зимним солнцестоянием ночи являются самыми долгими, поэтому 6 ночей перед Йолем свеча горит внутри и 6 ночей после Йоля горит наверху, символизируя победу солнечных сил в неизменном цикле. 12 ночей также символизируют 12 месяцев года.

Теория Германа Вирта тесно связана с гиперборейской теорией происхождения индоевропейцев и интегральным традиционализмом Рене Генона и Юлиуса Эволы. Не смотря на неверные либо дискуссионные с научной точки зрения концепции, как уже было отмечено, его изыскания принесли и хорошие плоды. В России с трудами Германа Вирта познакомил общественность философ Александр Дугин, а также переводчик Андрей Кондратьев (перевод «Хроники Ура-Линда с комментариями Германа Вирта [4]).

Философ Александр Дугин с Йольским Светильником, подаренным итальянским сообществом.

Александр Дугин посвятил гиперборейской теории Германа Вирта и его мистической концепции рунической письменности книгу «Знаки Великого Норда» [5]. В ней изложена и теория годового круга, связанного с символизмом йольских светильников. Также Александром Дугиным была записана лекция, посвященная данной тематике.

Лекция Александра Дугина «Мифы Нового года: Великий Юл».

Не менее интересная видео-лекция была подготовлена российским языческим философом Евгением Нечкасовым, в которой он изложил метафизику зимнего солнцестояния — Великого Йоля. В ходе были подняты представленные темы:

— Колесо Года как парадигмальный символ времени
— Циклы на макро и микро уровнях
— Фундаментальные прозрения Германа Вирта
— Примордиальная фонетика
— Индоевропейские базовые гласные: пентада и триада
— Семантические поля звуков
— Соответствие звуков и рун Футарка
— Коррекция ошибок Г. Вирта
— Имена Одина, Великий Йоль и Колесо
— Сакральное все-слово
— Безмолвие как предпосылка слова

Таким образом, йольский светильник напрямую связан с традиционным празднованием Великого Йоля — древнего праздника зимнего солнцестояния, а его символизм как нельзя лучше вписывается в мистические и ритуальные практики северного язычества.

Источники

  1. Nordiska Museet, Stockholm, www.historiska.se
  2. Krogmann W. Ahnenerbe oder Fälschung? Eine Klarstellg in Sachen der Ura Linda Chronik. — Berlin, 1934.
  3. Schild H.W. «The Sippen Julleuchter» / H. W. Schild // «Militaria», Nov.-Dec. 2000.
  4. Вирт Г. Ф. Хроника Ура-Линда. Древнейшая история Европы / Пер. с нем. Кондратьев А. В. — М.: Вече, 2007. — 624 с.: илл. — (Ariana Mystica).
  5. Дугин А. Г. Знаки Великого Норда / А. Г. Дугин // Знаки Великого Норда. — М.: Вече, 2008.— 320 с.: ил. — (Ariana Mystica).

 

You may also like

Авторизация
*
*
Генерация пароля